Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [6]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 64
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Четверг, 25.04.2024, 02:58
Приветствую Вас Гость

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Происхождение казахских племен
К ПРОБЛЕМЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ КАЗАХСКОГО ЭТНОСА.

Урало-казахстанские и южнорусские степи, в сочинениях персидских авторов назывались Мафвзат ал-гузз и Дашт-и-Хазар, с середины XI в. получают название Дашт-и Кыпчак. В XIV в. термин «Дашт-и Кыпчак» полностью утратил этническое содержание, превратившись в территориально-государственное определение. Формирование казахского этноса обычно связывается с тюркоязычными кыпчаками.
Однако по описанию авторов XIII-XIV вв., завоевание монголами Восточного Дешт-и Кыпчака, выглядит как масштабная депопуляция местного кыпчакского населения. Кыпчакский корпус, во главе которого стоял Тутуха во времена Хубилая находился в Китае, потом в Южной Сибири. Ему в подчинение были даны все восточные кыпчакские кочевья в Алтае. Основу же улуса Шибана составили «старинные роды» - найман, карлук, кушчи, буйрак – и, другие тюркские и монгольские племена, выведенные Джучидами из Семиречья и Монголии1.
Термин казах (Kazak) был определением человека, который покинул (был изгнан) свой род/семью вследствие мятежа, политического по своей природе; иногда эти изгои общества скитались по горам и диким местам без какой-либо защиты и поддержки со стороны родного племени. Т.е. человек мог быть (и называться) казахом лишь (в определённый период) несколько лет своей жизни. И в этом смысле термин казах противопоставляется твердому социальному статусу человека2. Прежде всего, казаками называли вольных людей степи, не служивших определенному государству. Термин этот загадочно совпадает с наименованием касогов – черкесов на Кавказе. Вероятно, черкесы, как и хазары, имели гуннский или более ранний общий субстрат.
Касым-хан и его сын Хакназар, потомки Джанибека и Гирея, которые стали казахами в самом конце XV века, рассматривали своё положение как временное. К концу XVI века (1599) казахские правители покинули область реки Чу под натиском калмыков с северо-востока, и нашли убежище в твердынях Ташкента и его окрестностях2. Так казахи отделились от кочевых узбеков, с которыми ранее составляли единый народ. Сопоставление названий узбекских и казахских племен, позволяет предположить, что в Казачью орду в основном вошли потомки тюркских племен, в ханство кочевых узбеков потомки татаро-монгольских завоевателей.
Бесконечные набеги калмыков, и их окончательное расселение в междуречье Волги и Урала в 1643 году, именно вынудило 2 миллиона ногаев оставшихся на восточном берегу Волги мигрировать в Хорезм и в бассейн Сырдарьи. Подобным же образом, казахские племена, жившие в области Тургай и на Урале, состояли из родов, ранее входивших в ногайскую орду. Казахские племена прибыли сюда в 1801 году под руководством Букей хана из Младшего Жуза, и состояли полностью из бывших ногайских родов, когда-то там уже живших. В течение третьей четверти XVIII века казахские ханы взяли под свой контроль регион от Волги и Урала на западе вплоть до Джунгарии на востоке, получив на это патенты от русского (Санкт-Петербург) и китайского (Пекин) правительств2.
Старший Жуз включал 11 родов: Дулат его аймаки: Ботбай, Шымыр, Сикым, Жаныс), Албан, Суан, Шапрашты, Ысты, Ошакты, Сарыуйсын, Жалаир, Канглы, Шанышкылы и Сиргелы. Они живут в Семиречье и в области Сырдарьи2. Жалаиры считаются потомками правящего рода уйгуров Яглакар. Джалаиры входили в состав дарлекин-монголов и были унаган-боголами (подчиненными родами) кият-борджигинов. Сам этноним жалаир~салаир возводится от тюркского слова салайар – управлять, руководить. Дулатов возводили к древним тюркам Дулу, но более вероятно, что они также являются потомками монгольского племени XIII в. дуглатов. Племя канглы аборигенное в территории Казахстана, считающееся потомком печенегов и еще более древних Кангюйцев, в начале XIII в. пережило страшный геноцид.
Средний Жуз (Ortayuz) имеет 5 родов: Керей, Найман, Аргын, Кыпчак и Конрат. Керей имеет 2 аймака: Уак Керей и Кара-Керей. Кереи живут на Чёрном Иртыше, Иртыше, в бассейнах рек Абакан, Ишим и Oбь2. Вопрос о происхождении кереев начиная с ранних исторических сведений и до нашего времени остается спорным. Современные материалы по кереям, позволяют разделять кереев и кереитов. В конце XVII в. в низовьях Абакана проживали кереиты, согласно Л.П.Потапову входившие в состав тюркоязычных предков хакасского народа. М.Тынышпаев и М.А.Сердобов также считали, что кереиты рассеянные Чингис-ханом и впоследствии Тимуром сыграли ключевую роль в этногенезе саха, хакасов (сагайцы). При этом М.Тынышпаев утверждает о родственности саха и кереев Лепсинского уезда5.
Племя Найман состоит из 12 аймаков. Найманы жили в районах Улатау, озера Балхаш и хребта Тарбагатай. Есть разные точки зрения по поводу этнической принадлежности найманов. Их считают потомками секиз-огузов или кара-киданей, соответственно отнеся к тюркам или монголам. Даже есть версия, что письменный монгольский язык, на котором была написана ССМ, отражает найманский диалект. Анализ найманских антропонимов позволяет связывать их как с тюрками, так и монголами.
Племя Аргын подразделяется на 3 больших аймака: Мумын; Кувандык; Суюндук; кроме того, есть ещё независимый Кара Кисек. Племя Аргын проживала в бассейнах рек Иртыш, Ишым и Тобол2. Востров и Муканов считают, что аргыны существовали и в более древние века, но вероятно, имели другое самоназвание. В Среднем жузе родоначальником считаются Булат, или Аргын. Среди узбеков-локайцев существуют роды суюндук, торт-аул, байрам (казахское мейрам)3.
Казахские исследователи Т.А.Инсебаев и Е.З.Кажибеков впервые в научной литературе отметили связь родословной саха и шежере казахского племени аргын. Согласно родословной, предками Омогоя и Эллэя являются Оксуку-Мэйэрэм Суппу-Хорохой-Аргын-Айаал-Орос Куол Дьулдьугун-Туортугул-Хайаран-Омогой, Эллэй. Имена предков саха они сопоставили с родовым делением казахского рода сююндук, входивших в состав аргынов: оразкельды-ороскуолдьулдьугун; тортуул и туортугул, мейрам и мэйэрэм-суппу6.
Аргыны вероятно имеют кыпчакское происхождение. Новый племенной союз который был «многочисленным», соседние племена могли называть аргынами т.е. метисами. Так носитель, обьект этнонима, состоящий из различных по своему происхождению родов, в силу своей многочисленности мог стать известным как аргын7.
Племя Конрат (Qongrat) проживает в бассейне Сырдарьи. Племя Кыпчак состоит из многочисленных родов. Они живут в большинстве своём в бассейнах рек Ой, Тобол, Тургай2. Анализ этнонима кунграт (варианты хонхират, хонгирад, унгират), позволяет утверждать о большей древности этого племени. Это название возводится к хуннам, как и обозначение венгров унгер, унгират, хунгар. Показательно присутствие отдельного племени кыпчак в составе казахского этноса. Следовательно, кыпчаки стали лишь одним из составляющих частей казахского этноса, а не этнообразующим фактором. Сами кыпчаки-куманы безусловно довольно позднее этническое образование, как и кыпчакские языки образовались сравнительно поздно. Но упоминание термина кыпчак в уйгурской Селенгинской надписи «Тюрки-кыпчаки над нами властвовали 50 лет», позволяет их осторожно связывать с орхонскими тюрками.
Младший жуз (Kichi Yuz) состоит из 3 племён: Алим-улы, Байулы, - 7 родов Жетыру. Племя Алим-улы состояло из родов Карасакал, Каракесек, Торткара, Шемекей, Шекты. Родами племени Байулы являются Адай; Жаппас, Алаша, Байбакты, Маскар, Берш, Таз, Черкеш, Тана, Кызылкурт, Ссык, Алтын2. Племена Младшего жуза также следует связывать в основном с тюркоязычными кыпчакскими племенами. Так байулы вероятно являются потомками династийного племени кыпчаков XII-XIII вв. байаут, имевшего монгольское происхождение, но мигрировавшего в кыпчакские степи задолго до нашествия армии Чингис-хана.
С.А.Аманжолов в порядке предположения высказал мысль, что адаевцы являются, вероятно, потомками древних даев, обитавших по Геродоту и Страбону на берегах Каспийского моря еще во II в. до н.э.3. А.Нурмугамбетов сравнивает имя адайцев с названиями якутских родов Уодай, Yoдэй4. Их имя также можно связать с монголами. Адай в монгольских языках обозначает собаку.
Сходные названия родов и племен черкесов на Кавказе и племен шеркесов в составе Младшего жуза казахского народа можно встретить среди других тюркских народов. Например, сäргäччi - название рода в бывшем третьем Жехсогонском наслеге4. Исследователи допускали, что черкеш и киргиз - имена одного и того же племени.
Племя Жетыру (Yedi Uruk) имела в своем составе следующие роды: Табын, Тама, Кердери, Жагалбайлы, Керейт, Телеу, Рамадан. Род берш является выходцем из племени кыпчак. Мамлюкские султаны Бейбарс и Кутуз по племенной принадлежности бурджоглу в Египте говорили о себе: «Я от тюркского племени берча сын есть». Поэтому предполагается, что род (берч-берш) существовал уже в XII-XIII вв. и входил в состав кипчаков3.
В.В.Востров и М.С.Муканов считают, что задолго до монгольского нашествия в степях современного Западного Казахстана и Зауралья в числе других племен и родов уже находилось местное племя табын2. Одним из древних родов вошедших в состав Младшего жуза является род кердери. Г.И.Лерх и Н.И.Веселовский, а затем и С.Н.Толстов связывают местность Кердер с обитанием здесь гуннов-кидаритов и видят пережиток этнонима кидаритов в названии казахского рода кердери3. В роде телеу видят древнее племя теле, которое еще в VI в. входило в состав тюркского каганата. Осколки этого древнего племени (теле) встречаются и в составе каракалпакского племени муйтен, среди которого есть роды тели и самат3. Среди саха был род Тэлэй.
Из этих племён, Алим-улы обитает на Урале, вдоль нижнего течения Сырдарьи, к юго-востоку от Аральского моря, в восточной части Хорезма и в восточной части Бухары; племя Байулы живёт в Букейской орде, на Урале, Мангышлаке, и по всему плато Устюрт. Жетыру , в свою очередь, живут на Урале и Туграе2.
Р.Ю.Храпачевский считает, что монголы в улусе Джучи насчитывали 55 000 человек, пожалованных в удел Джучи около 1209 г., и, видимо, состоявших в основном из близких для кият-борджигинов родов/обоков – хунгиратов и джалаиров (их «потомственных вассалов»). К ним он добавляет еще 13 000 воинов-монголов, оставшихся под командованием Бату после смерти Чингисхана. В итоге общее количество монголов, входивших в состав улуса Джучи, составляет около 70 000 человек. Существование значительного числа только мужчин монголов в составе первоначального ядра улуса Джучи хорошо объясняет известный феномен быстрого отюречивания монголов в Золотой Орде – женившись на местных женщинах, эти мужчины-воины передоверяли воспитание своих детей женам, тем самым, обеспечив полное восприятие местной тюркской культуры и языка первым же поколением своих потомков8.
Из истории действительно известны такие факты. Например, завоевавшие Якутию русские казаки имели якутских жен. В итоге уже их дети знали только якутский язык. Поэтому надо отдать должное тюркским женщинам Дешт-и-Кыпчака XIII в. Они сумели добиться сохранения тюркского языка на его территории, ассимилировали непобедимых завоевателей.
Этот процесс ярко описан арабским автором середины XIV в. ал-Омари: «В древности это государство было страной Кипчаков, но когда им завладели Татары, то Кипчаки сделались их подданными. Потом они [Татары] смешались и породнились с ними [Кипчаками], и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их [Татар], и все они стали точно Кипчаки, как будто от одного [с ними] рода, оттого, что Монголы [и Татары] поселились на земле Кипчаков, вступали в брак с ними и оставались жить на земле их [Кипчаков]»9. .
Казахский этнос является многосоставным. Он состоит как из древних элементов древнетюркского периода, так и пришлых отуреченных монгольских племен в итоге завоеваний Чингисхана. Смешение кыпчакских племен и монгольских племен из войск Чингизидов, часть которых исконно была тюркоязычной (найманы, кереи и мекриты) могла иметь важное значение при образовании казахского этноса. В лице адаев, уйсунов, дулатов, в которых видели потомков древнего населения Казахстана, обнаруживаются монголоязычные выходцы, отождествляемые с монгольскими племенами хушин, дуглат и словом адай - собака. Таким образом, в образовании казахов большую, основную роль играли монгольские племена эпохи Чингис-хана. Безусловно, они были монголоязычными. Но возможно племена хунгиратов и джалаиров, как и хушинов и дулатов представляя собой потомков остатков древних уйгуров и тюрков, остававшихся в Монголии были двуязычными, что способствовала их быстрому слиянию с кыпчакоязычными номадами.
Библиография
1. Костюков В.П. Культурные трансформации в Урало-Казахстанской степи в 1-й половине II тыс. н.э. // Комплексные исследования древних и традиционных обществ Евразии: Сборник научных трудов / Под ред. Ю.Ф.Кирюшина, А.А.Тишкина. – Барнаул: Изд-во Алтайского унив-та, 2004. – с. 114-118.
2. Валидов Ахметзаки Ахметшахович. Что означают термины татар, кыпчак, тогмак (togmak) и узбек. The Concepts of Tatar, Kipchak, Togmak, and Ozbek [Электронный ресурс] Портал Режим доступа: http://www.angelfire.com/on/paksoy/ozkaz.html
3. Востров В.В., Муканов М.С. Родоплеменной состав и расселение казахов. Средний Жуз. – Алма-Ата, 1968.
4. Нурмугамбетов А. О казахских родах адай и шеркес // Тюркская ономастика. - Алма-Ата, 1984. - С. 89-96.
5. Тынышпаев М. Материалы к истории киргиз-казахского народа. –Ташкент, 1925. – С. 12–14.
6. Инсебаев Т.А., Кажибеков Е.З. Некоторые предварительные результаты сопоставления и анализа названий родоплеменных групп адай и суюндук // Тюркская ономастика. –Алма-Ата: Наука, 1984. – С. 107–108.
7. Муканов М.С. Этнический соств и расселение казахов Среднего жуза.
8. Храпачевский Р.Ю. К вопросу о первоначальной численности монголов в улусе Джучи // Труды Международной нумизматической конференции «Монеты и денежное обращение в монгольских государствах XIII-XV веков» IV-V МНК Булгар-Волгоград". – С. 111. - М. 2008.
9. Золотая Орда в источниках. Том первый. Арабские и персидские сочинения. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды, в переводах В.Г.Тизенгаузена - М., 2003. – 448 с.




Источник: http://К проблеме происхождения казахского этноса // Материалы научно-практической конференции «Казахи России: история и
Категория: Мои статьи | Добавил: Merkit (15.11.2009)
Просмотров: 29726 | Комментарии: 37 | Рейтинг: 2.9/10
Всего комментариев: 191 2 »
19 унгират  
0
http://turalt04.ru/cgi-bin/mpcreator?action=show_r&id=894
род Кыпчак
Кыпчаки – один из наиболее распространенных алтайских родов. Представители этого сёока проживают в Онгудайском, Усть-Канском, Усть-Коксинсом районах Республики Алтай. Родиной кыпчаков считается Западный Алтай; отсюда они распространились вплоть до Волги.
"Происхождение многочисленного рода – кыпчаков - алтайские мифы определенно связывают с волком. В алтайском мифе безымянный, одинокий парень кыпчак стал жить с волчицей. От волчицы у него было пятнадцать сыновей. От них пошли все кыпчаки – монгол-кыпчак, тумат-кыпчак, казах-кыпчак, тарга-кыпчак, барс-кыпчак, сары-кыпчак, ак-кыпчак, кара-кыпчак

https://www.youtube.com/watch?v=ETzErC72pfU&feature=related
Kipchak Warrior.

http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=113830РОДЫ И ЖУЗЫ КАЗАХОВ
ҚЫТАЙ ҚЫПШАҚ-киданы (китаи или каракитаи) ?(не путать современными китайцами).

ҚЫТАЙ ҚЫПШАҚ-киданы (китаи или каракитаи)- титул КУРХАН-гурхан(БОРИ ХАН)- тамга « Ш» трезубец (тарак) потомки САРЫ КЫПШАК(ель бори).
САРЫ КЫПШАКи(половцы) потомки КАРА КЫПШАК.

http://dic.academic.ru/dic.nsf/sie/4960/ГУРХАН
ГУРХАН (от тюрк. и монг. "кур-гур" - собрание, объединение племен) - у нек-рых кочевых народов Средней Азии в период раннего средневековья титул хана, возглавляющего союз равноправных племен. Титул Г. носил глава каракитаев, потому что это была конфедерация 8 племен, объединившихся добровольно.

Говорят что предки Чингиз Хан похоронен на горе Бори хан(Бур хан), и большинство тюрки и монголы верят, что здесь и покоится его тело. Но останки его до сих пор не
найдены, несмотря на поиски многочисленных международных экспедиций. Тем не менее, гора Бори хан (Бур хан)это вершина горы(курган), которой поклонялся сам Чингиз Хан своим аурухам предкам. В тюркском языке дальний предок Чингизхана Бори-теги-шин. Бори- теги- шин означает наследник потомок хана Бори(волка).Слово Бори (волк) это тотемное имя волка у всех кочевых племен и народов .В нем издавна было заложено понятие воин . Кипчакские племена КУР или КУРД иметь значение стая волков народ волков(Ель Бори) ил народ Бори хана(Гур хана).

18 унгират  
0
Атам кыпшак кара «кур» или «курт» (кара кыпшак).
Кипчакские племена «КУР» или «КУРД» иметь значение стая волков(собак) народ волков.

17 унгират  
0
Да Аргыны вероятно имеют кыпчакское происхождение.Кодан сын Аргын Ага Родился в 70-е годы XIV века, погиб в 60-е годы XV века. Песня –жоктау написанная именно Кодан –тайши сын Аргына Ага («что ты потерял у кара кипчака Кобланды, жеребенок ты мой»). Во времена Чингисхана и до ханства Абулхаира род аргын вообще не существовал. Аргыны это бывшие Кипшаки. Обидчики на кара кипшаков, отделившись от ханство Абулхаира и стали называться именами знаменитых своих представителей Аргын Ага(аргынами). Аргын –Ага жил во времена Кобланды батыра. Бухар -жы- рау из рода кар жас воспевал: «Ежели спросить всех нас, мы дети Котан бая». Кобланды- батыра из рода кара-кыпшак и Даирходжа( Ак-Жолом) сын Кодан-бия. Соперничество их закончилось убиением Даир ходжи (Ак-Жола) Кыпшаком Кобланды батыром жили в XV веке.

16 унгират  
0
род Кыпчак
Кыпчаки – один из наиболее распространенных алтайских родов. Представители этого сёока проживают в Онгудайском, Усть-Канском, Усть-Коксинсом районах Республики Алтай. Родиной кыпчаков считается Западный Алтай; отсюда они распространились вплоть до Волги.
"Происхождение многочисленного рода – кыпчаков - алтайские мифы определенно связывают с волком. В алтайском мифе безымянный, одинокий парень кыпчак стал жить с волчицей. От волчицы у него было пятнадцать сыновей. От них пошли все кыпчаки – монгол-кыпчак, тумат-кыпчак, казах-кыпчак, тарга-кыпчак, барс-кыпчак, сары-кыпчак, ак-кыпчак, кара-кыпчак… В мифе также подчеркивается их характер: «Характер у них жесткий, как у волков. Цвет лица и кожи похож на цвет желтого змея… У них рыжие волосы и лица… А глаза – красноватые. Становище и образ жизни – степные… Они стали народом, живущим в степях.»
Упоминание желтого змея в присказке о кыпчаках не случайно. В алтайских мифах кыпчаки представляются тем племенем, «которые вышли из нутра желтого змея». В одном мифе кыпчак боролся со змеем и тот проглотил его, а кыпчак разрубил змею брюхо и вышел, в другом змея похитила мальчика-кыпчака и вырастила его. Тот же впоследствии из-за скверного характера не смог ужиться с людьми и стал жить с волчицей…»(источник «Родовые тамги алтайских тюрок XIX-XX вв.» Автор: Ямаева Е.Е., Издательство: Горно-Алтайск, 2004 год.)
Тотемное почитаемое животное кыпчаков – волк.
Символ волка вбирает в себя много положительных качеств, и, бесспорно, поэтому, он издревле является тотемом у тюркских народов. Волк - это, в первую очередь, высший символ свободы в животном мире, символ самостоятельности. Волк - это и символ бесстрашия. В любой схватке волк борется до победы или до смерти. Волк не подбирает падаль, а значит - это и символ чистоты. Волк живет семьей, ухаживает только за своей волчицей-женой, и сам волк-отец воспитывает своих детей-волчат. Волк - это и символ высокой нравственности, преданности семье. Волк - символ справедливости и честолюбия. В обычных условиях волк не станет обижать слабого.
Наши древние предки передали нам высшую философию через образ волка, величина и сила волка были таковы, что сравнивались с легендарным общетюркским героем - исполином Алыпом.
Тотемные почитаемые деревья кыпчаков – береза, ива. К почитаемым деревьям алтайцы относят березу. Ее считают священным деревом- Бай-кайыҥ, деревом верхнего небесного божества Ӱлгеня. При переходе через бурные реки, высоки горные перевалы жители Алтая на березу повязывают белые ленточки. Веточка березы положенная на таган во время сильной грозы, защитит жилье от удара молнии. Береза- родовое дерево алтайских сёоков: кыпчак, майман, иркит,комдош. Шаманы при жертвоприношениях с березовой ветвью в руках обращались к божествам и духам. Срубают березу в двух случаях: с рождением ребенка, что сделать колыбель для новорожденного и для проведения свадьбы. Но перед тем как срубить дерево человек просит прощение, окропляет молоком и повязывает белые ленточки.
Почитаемая гора или местность кыпчаков - Эн-Унчук (линия гор от Устюбы Алтайского района до Белокурихи и Солонешского района) и Тоотой (местность между с.Ело и Беш-Озек).
Покровители и охранители рода кыпчаков - Улген.
В представлениях алтайцев тамга - это знак рода. В древние времена главными функциями тамги были - защитная и оберегающая. Однако при всем разнообразии считается, что у кыпчаков основной тамгой является тамга - "удила".

15 Ascesionile  
0
кофеварка delonghi ec7
рожковая кофеварка с3
кофеварка каппучино bosch
кофеварка с колбой
кофеварка bosch
кофеварка солис 90 хороший ли пар для каппучино
кофеварка saeco эспрессо

14 Lierie  
0
kimber blowjob
bears suck dick
how do i suck a dick
old man blowjob cum
oral sex in laredo texas
blowjob in owensboro
girls vohrer just suck dick
jewelz homegrown blowjob
oral sex techniques on a woman
blowjob video free online

13 ananeoutt  
0
Спасибо ;-)

12 Cheeparma  
0
Данный пост — одно из редких исключений, когда читаешь с интересом и что-то для себя выносишь. Спасибо автору. Добавлю в избранноеhttp://voronezh.recikl.ru/ - . :)

11 Meksypeweinee  
0
ОДНОКЛАССНИКИ ЗНАКОМСТВА

10 Nacteageddy  
0
ygfkj

1-10 11-19
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz