Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [6]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 64
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Пятница, 03.05.2024, 13:02
Приветствую Вас Гость

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Материалы о племени Канглы

Ушницк

ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ПЛЕМЕНИ КАНГЛЫ.


У всех современных тюркских народов имеются племена и роды под названием канглы или с основой канг. То значение, какое они занимают среди тюркских народов, заставляет искать этнические корни данного племени. Канглы принято соотносить с  названием государственного образования Кангюй II в. до н.э. до V в. н.э. на территории Приаралья и Сырдарьи.  Предками кангюйцев считаются «саки, которые за Согдом» (Литвинский, 1968).

Древние кангюйцы как жители территории древнего Казахстана принадлежали к индоевропейскому этническому миру. Э.Пуллибланк производит слово кангюй от «тохарского» слова канк - «камень» и, исходя из этой этимологии, говорит о «кангюйской разновидности тохарского языка». Б.А.Литвинский племенное название кангюй пытается объяснить, учитывая хотано-сакское слово канка - «кожа», «шкура». Им наименование кангюй истолковывается как сакский этноним с примерным значением «люди в кожаных одеждах» (Литвинский, 1968, с. 20-21).  Но если тохары являлись потомками древнего индоевропейского населения Центральной Азии, то хотанские саки, возможно, являются потомками средневековых ираноязычных мигрантов.  Название саки было прикреплено за ними исходя из концепции о ираноязычии древних саков – обитателей данной территории.   

Более убедительной выглядит гипотеза, что в древности этноним канглы мог употребляться в значении: «речные», «обитатели рек» (Кляшторный, 1964, c. 150-180; Кайдаров, 1984. с. 39-47). Ими слово канг/кан также считается древнеиранским, а не тюркским. В Авесте впервые упоминается Канга (Кангха), столица легендарного Турана. Упоминание Канга (Кангхи) встречается и у Фирдоуси, который использовал архаическую топонимическую и этнонимическую номенклатуру Авесты, и располагал Канг - столицу Турана за Сырдарьей, на северо-восток от реки.

Сравнив название этого гидронима у Ибн Хордадбеха как "реки Кангар" с данными древнетюркских рунических надписей о столице кангарасов Кангу Тарбане, а также приняв во внимание сведения китайских исторических летописей о государстве Кангюй с упоминаниями в Авесте и "Шахнамэ", С.Г.Кляшторный пришел к выводу о существовании на Средней Сырдарье древней этнонимической традиции. Прослеживается определенная трансформация названий топонимов/этнонимов/оронимов с единой основой - Кангха-Канг-Кангюй-Кангу Тарбан-Кангар-Кенгерес (Кляшторный, 1964, с. 169, 166, 161-179).

Одним из самых ранних известий о Кангюе являются заметки китайского путешественника Чжан Цяня, посетившего это государство во II веке до н.э.  Китайские авторы пишут о нем как о большом государстве, населенном кочевыми племенами, но имеющем и города (Боровкова, 2001, с. 293). Обычаи и одежда кангюйцев в те времена, по описаниям китайских источников, не отличались от сармат и алан (Бичурин, 1953, с. 229), т.е. не выделялись из круга родственных североиранских скотоводческих племен.

По мысли авторов гипотезы тюркизации древних кангюйцев, с начала нашего тысячелетия Кангюй оказывается вовлеченным в события связанные с крушением державы хунну. Известно то, что кангюйский правитель поселил шаньюя и его народ на реке Или. С этого времени предполагается тюркизация кангюйцев. Центром владений кангюйцев, согласно древнетюркским эпитафиям, являлся город Кангю-Тарбан, а сами они становятся известными тюркам-тугю под именем кенгересов. Как показало исследование С.Г.Кляшторного, город Кангу Тарбан упоминается персидскими и арабскими источниками под именами Тарбад-Тарбанд-Турарбанд-Отрар [Кляшторный, 1951, с. 55-59].

Имя главы посольства отправленного в 618 году восточнотюркским Шиби-каганом в Китай Кан-хэ-ли, Ю.А. Зуев читает как "кангарлыг". В разделе "Тамги лошадей из вассальных княжеств" труда IX века "Танхуйяо" упоминается народ кан-хэ-ли, название которого также реконструируется как кангар [Зуев, 1960, c. 127]. Предполагается, что, являясь вассальным племенем восточных тюрков-тугю, они кочевали вблизи каганской ставки.

По мнению ряда исследователей, этноним печенег возводится к названию одного из сакских племен - пасикам-пасианам, упомянутым Страбоном в числе кочевников, сокрушивших около 130 г. до н.э. Греко-Бактрийское царство (Кляшторный, 1964, с. 177). Неравноправная война против огузов, карлуков и кимаков приводит к откочевке основной части печенежских племен в IX в. на запад. Некоторая группа покоренных огузами печенежских племен, судя по всему именно кангарские роды, сохранила и свое былое название - хангакиши (Кляшторный, 1964, с. 178). В этом названии отразился их древний этноним "канг" в форме "канга-киши" - "люди Канга". С.Г.Кляшторный обнаружил свидетельства того, что у некоторых потомков кангаров еще в XI веке существовал так называемый "смешанный хорезмийско-печенежский" язык (Кляшторный, 1964, с. 173-175). Самоназвание "кангар" сохранилось только у трех печенежских племен.

Связь кыпчакского племени канглы с кангарами/печенегами первым из числа советских ученых отметил С.П.Толстов. Он пришел к выводу о переоформлении имени кангар в канглы в результате ассимиляции кыпчаками части огузо-печенежских племен (Толстов, 1947, с. 101). По мнению С.Г.Кляшторного, принятие этого имени первоначально кыпчакской знатью выражало их стремление связать себя с территорией завоеванных земель (Кляшторный, 1951, с. 68; 1964, с. 178-179).

Это отразил и знаток тюркских языков Махмуд Кашгари, писавший, что "Канглы - один из великих людей из кыпчаков" (цит. по: Кадырбаев, 1990, с. 20). Мусульманские авторы XII - нач. XIII вв. употребляют значения кыпчаки и канглы как синонимы. Позднее, в XII в. мы встречаем в числе племен кыпчакской конфедерации у ан-Нувейри, ибн-Халдуна и Рукн ад-Дина Бейбарса встречаются кангароглы (кангар-оглы - потомки кангаров) (Тизенгаузен, 1884, c. 539-541).

Тюркологи С.С.Аманжолов и Н.К.Антонов этноним канглы/канлы выводят от слова канк «телега» (Аманжолов, 1959). Ещё в легенде об Огузе, приведенной у Абулгази, даётся народная этимология, согласно которой предок канглы получил свое имя вследствие того, что чинил телеги (Абульгази, 1984).

В легенде, приводимой Рашид-ад-дином (XIII в.) говорится: "Канлы. В то же самое время, как Огуз воевал со своим отцом, дядьями, братьями и племянниками, делал набеги и грабил их страны, то из всего народа, все те из его родственников, которые присоединились к нему и стали с ним заодно, по соображению собственного ума сделали повозки и нагружали на них [все] награбленное, другие навьючивали добычу на животных. [Повозку по-тюркски называют "канлы"], по этой причине и они названы именем канлы. Все ветви канлы [происходят] от их потомства. Впрочем, Аллах знает лучше!" (Рашид-ад-дин, Т.1., кн.1, 1952, c. 84).

Схожую легенду в китайской летописи "Юань ши" (XIV в.) обнаружил исследователь А.Ш.Кадырбаев: "Канглы (Канли) это есть то, что в эпоху Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.) называлось Гаочэ-го - страна высоких повозок" (Кадырбаев, 1990, c. 21). Данная легенда свидетельствует о том, что канглы можно отождествить с гаогюй – уйгурами.

Используя слово «канкали», Э.Паркер имеет в виду народ, известный китайцам во времена хунну как динлин или тиклик, при Тоба как «высокие телеги», во времена тюрков как «уйгуры», а во времена монголов как канкли – тюркское слово, означающее «телега» [Паркер, 2008, с. 119].

И.Маркварт пришел к выводу о том, что название народа «канглы», не имеют ничего общего с названием западно-тюркского племени кенгерес и трех наиболее знатных печенежских орд Кангар, а также с именем древнего княжества Канг-ку (в окрестностях Ташкента), которое впоследствии распространилось на всю Согдиану (Канг). Отождествление канглы с кангарами представляется невозможным еще и потому, что эти последние уже в конце IX-го века не остались под властью огузов, а ушли из области между Аральским морем и Яиком в причерноморские степи.  Канглы с кангарами Константина Багрянородного, но также и с иранским племенем канг-ку китайского полководца Чан-Кьена (128 г. до н.э.) отождествил В Шотт. Более того, он считал, что канкли могли стать в землях за Оксусом зажиточным и могущественным народом еще до установления власти сельджуков и принятия ислама. Согласно И.Я.Шмидту, название «канггар» или «ханггар» и ныне еще употребляется тюрками и монголами во всей Средней Азии, однако употребляется она в отношении османов.

Поэтому И.Маркварт считает, что встречающийся в уйгурской легенде об Огуз-хагане вывод наименования «канглы» от тюркского «канг», «повозка», может быть вполне правильным. Исходя из этого, он приводит китайское обозначение народа теле, то есть поздних уйгуров при династии Северное Вэй (386 - 556 гг.): «динлины с высокими повозками».

И.Маркварт приходит к выводу, что имя само по себе не позволяет нам сделать заключение о происхождении канглы. По сведениям восточных авторов, йимаки были одной из орд канглы.  Считая канглы новой конфедерацией племен, пришедших на смену кимакам он вполне удовлетворительно разъясняет указанное Рубруком близкое родство канглы с команами (кипчаками). Тем самым, считает справедливой замечание В.В.Бартольда о том, что «племенные наименования канглы и кипчак представляются нам почти тождественными» (Маркварт).

Ю.А.Зуев находит еще канглы~кангюйцев в территории Центральной Азии.  В истории династии Тан,  где рассказывается о падении Уйгурского каганата, упоминаются хэйчэзцы (чернотележники) шивеи, входившие в состав обьединения Канцзюй или даже тождественные ему. По его утверждению  область Канцзюй находилась еще в северной части Внутренной Монголии и востоке Большого Хингана.  Для нас является совершенно новым и неожиданным является его гипотеза о связи с этнонимом канглы-кангюй с названием города Канкати, упоминаемого Рашид-ад-дином в стране «пеголошадников». Еще более интересно утверждение его о наличии тележных кангов среди лыжных тюрков, делившихся на три племени: дубо (тува), милиге (меркит) и хэйчэжцы (канглы) (Зуев 2002).  Следовательно, потомки гаогюйцев – канглы имелись среди тюрко-уйгурских племен Дубо.    

В то же время стоит отметить, что роды и племена с подобными названиями были и в Енисее. Так, в «Сокровенном сказании» упоминаются хабханасы и ханьханэ, в «Юаньши» – ханхасы. Эти племена имели мало домашнего скота; доили оленей; пользовались лыжами. Считается, что под этими «тележными хакасами» имеются в виду степные качинцы (Кызласов, 1984, с. 154). Потомками их являются самодийский Кангатский род и, возможно, камасинцы, самоназванием которых является слово «кангалас» (Вайнштейн, 1980, с. 86). Однако этот этноним по происхождению считается нетюркским, а кетским (Алексеенко, 1980, с. 123).

А.И.Гоголев кыпчакский компонент в составе саха связывает исключительно с кангаласами. Впервые отождествление этнонима ханалас с названием племени канглы было сделано Г.В.Ксенофонтовым в неопубликованном II томе «Ураангхай-сахалар». Исходя из этого Г.В.Ксенофонтов, предполагал тождество канглы с гаогюйцами-уйгурами. Гаогюй - в переводе с древнекитайского языка обозначает «высокие телеги» (Архив ЯНЦ СО РАН, ф.4, оп.7, ед.хр.32). Он их считал предками кангаласов – третьей этнической волны в формировании саха.

Существует предположение, отождествляющее род хэнгелдур бурятского племени эхирит с кангаласами в составе саха. Данное сопоставление заслуживает внимания с филологической точки зрения: хангал-ас и хэнгел-дур. Некоторые эхиритские роды, по признанию Б.Цыдендамбаева, могли быть потомками родов саха (Цыдендамбаев, 1960, с. 44–45). Но более интересным является связь названий канглы ~ хангалас с названием рода хангин имеющегося среди западных бурятов и монголов. Они считаются хоринским родом, попавшим в состав западных бурятов. Интересно, что в Монголии их иногда обозначали как ханглин.

Согласно исследованию С.М.Ахинжанова, племя канглы обитало до монгольского нашествия в основном в Сыгнакском владении кыпчаков, и кочевало летом на Иртыше, а зимой уходило в долины Сырдарьи, Чу и Таласа. Сообщения о кочевьях канглов в верховьях Иртыша по соседству с найманами встречаются и у Рашид-ад-дина (Рашид-ад-дин, 1952, Т.1, кн.1, c. 136-137).

Известна тесная, а возможно и генетическая, связь канглов с кераитским улусом Тогрул-хана, занимавшего земли в районе реки Тола, в среднем течении Орхона и бассейне реки Онгин в Северной Монголии. Представители канглийской знати, например упоминаемый "Юань-ши" некий Кайранбай, служили при дворе кераитских ханов, а китайское сочинение "Менуэр-шицзы" прямо пишет об их родстве: "Кераиты были предками канглы. Западные именовались канглы, восточные кераитами" (Кадырбаев, 1990, c. 35-36).

В 1286 г. по приказу Хубилай-хана в империи были сформированы подразделения гвардии из кыпчаков и канглы (Кадырбаев, 1990, c. 97). В 1308 году кыпчакская гвардия была разделена на гвардии правого и левого крыла, а в 1310 г. переформирована и усилена дополнительным контингентом войск гвардии канглы. Интересно и то, что все воины из канглы, служившие в других войсках, были отобраны для службы в гвардии (Кадырбаев, 1990, c. 111).

Представители племени канглы остались кочевать и на своих прежних землях по Сырдарье и на Тянь-Шане. Впоследствии, после распада Могулистана, могулы – канглы вошли в состав казахов. Казахское племя канлы входит в Старший жуз и проживает в южной части Казахстана, на прежних землях своих предков – кангаров. Племя кангды вошло в состав кыргызов во времена до XV века, когда кыргызы и южные алтайцы входили в единую общность (Абдуманапов, 2002, с. 11-14).

Известно, что остатки печенегов вместе с кыпчаками образовали половецкий племенной союз. Канглы входили в Кыпчакское ханство как значительная этнополитическая сила. В XII веке в районе Приаралья и нижней Сырдарьи канглы образовали крупное объединение племен, номинально подчинявшееся кыпчакским ханам. В политических событиях, особенно в сношениях с Хорезмом (в XII – начале XIII в.) канглы действовали независимо от кыпчаков. Это дает К.Ш.Шаниязову основание полагать, что канглы и кыпчаки являются самостоятельными племенными объединениями (Шаниязов, 1974, с. 40). Китайские источники того периода определяют племенной союз канглы термином го, обозначающим государство. В тексте «Юань-ши» написано: «Ашанбуха, потомок ханского рода государства канглы – канго ванцзу» (Кадырбаев, 1985, с. 117).

В войсках хорезмшаха, на чьей стороне канглы выступили против монголов, их было до 90 тысяч. Как свидетельствует Абулгази, значительная часть этих канглов была разгромлена в районе Джуда и Таласа монгольскими завоевателями. Плано Карпини в XIII веке проезжал через земли канглы после его завоевания монголами. Вот что сообщает он о страшной участи, постигшей их: «В этой земле, а также в Комании мы нашли многочисленные головы и кости мертвых людей, лежащих на земле, подобно навозу... Эти люди были язычники, как и команы, так и кангиты, не обрабатывали земли, а питались только скотом, они не строили также домов, а помещались а шатрах. Их также истребили татары и живут в их земле, а те, кто остался, обращены ими в рабов» (Рубрук, Карпини, 1997, с. 74).

То значение, какое занимают канглы в составе тюркских народов, позволяет усомниться в их иранском, среднеазиатском происхождении.  Более убедительной является версия отождествляющая их с объединением Гаогюй, которая позволяет сделать вывод о преемственности тюркских народов на протяжении  тысячелетий.     

 

Литература

Абдуманапов Р.А. К вопросу происхождения кыргызского племени кангды // Известия Томского политехнического университета. Тематический выпуск "Сибирь в евразийском пространстве". Под ред. Л.И. Шерстовой. - Томск: Изд-во ТПУ, 2002 - вып. 7 - С. 3-19.  

Абульгази. Родословное древо тюрков, пер. Г.С. Саблукова. – Казань, 1906. – с. 42.

Аристов Н.А. Заметки об этническом составе тюркских племён и народностей // Живая старина, год IV. - Спб., 1896, вып. III - IV.   – с. 368.

Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана.  – Алма-Ата, 1989.  – 293 с.

Аманжолов С.А. Вопросы диалектологии и истории казахского языка. - Алма-Ата, 1959. – 72  с.

Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. - М.-Л., 1950. - Ч. I. – 380 с.

Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т.3.  М.,  Л., 1953.  – 332 с.

Боровкова Л.А. Царства "западного края” во II-I веках до н.э. (Восточный Туркестан и Средняя Азия по сведениям из «Ши цзи» и «Хань шу»). – М.: Институт востоковедения РАН, 2001. – С. 293.

Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край.  Т. II.  – Л., 1926.  – 523 с.

Зуев Ю.А. Тамги лошадей из вассальных княжеств (Перевод из китайского сочинения VIIIX вв. Танхуйяо, т. III.  цзюань 72, стр. 1305-1308): Новые материалы по древней и средневековой истории Казахстана // Труды ИИАЭ АН Каз.ССР.  – Т.8.   – Алма-Ата, 1960. – 97 с. 

Зуев Ю.А. Ранние тюрки: очерки истории и идеологии.  – Алматы: Дайк-Пресс, 2002.  – 338 с.

Кадырбаев А.Ш. Тюрки и иранцы в Китае и Центральной Азии XIII-XIV вв.  – Алма-Ата: Гылым, 1990. 

Кадырбаев А.Ш.  Канглы: племя или государство?  // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока.  – М., 1986.  Материалы XX годичной научной сессии ЛО ИВ АН СССР.  Ч.1. 1985. 

Карпини Плано Дж. Дель. История монголов. Г. де Рубрук.  Путешествие в восточные страны.   – 4-е изд. – М.: Мысль, 1997. – 460 с.

Каржаубай  Сарткожаулы. Обьединенный каганат  тюрков в 745- 760 годах.  – Астана «Фолиант», 2002. – 220 с.

Кайдаров А.Т. К историко-лингвистической характеристике канглы (кан)//Тюркская ономастика. – Алма-Ата, 1984. –с.39-47.

Кляшторный С.Г. Кангюйская этно-топонимика в орхонских текстах // Советская этнография, 1951. – N 3.  – С. 55-59.

Кляшторный С.Г.  Древнетюркские рунические памятники. – М.:  Наука,   1964.  – С. 150-180.  

Ксенофонтов Г.В. Материалы к II Тому «Ураанхай-сахалар». Архив ЯНЦ СО РАН, ф.4, оп.7, ед.хр.32.

Маркварт И. О происхождении народа куманов // Cайт «Великая степь» [электронный ресурс]. Режим доступа:  http://steppe.hobi.ru/books/markvart1-00.shtml.   Дата обращения  (22.06.08).

Паркер Э. Татары. История возникновения великого народа. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2008. – 223 с.

Рашид-ад-дин. Сборник летописей.    Т.I,  кн.1 - 2.    М.; Л.:  Изд-во АН  СССР, 1952.    221 с.

Литвинский Б.А. Кангюйско-сарматский фарн. – Душанбе, 1968.  – 199 с.

Шаниязов  К.Ш.  К  этнической истории узбекского народа.  – Ташкент, 1974.  – 344 с.

Цыдендамбаев Ц.Б. Бурятские исторические хроники и родословные. Историко-лингвистическое исследование. – Улан-Удэ: Бурят.кн.изд-во,1972. –  662 с.

Minorsky V. Hudud al – ‘Alam. London, 1937. [электронный ресурс] Режим доступа: http://odnapl1yazyk.narod.ru/

Форум Евразийского исторического сервера. История народов Евразии. Народы и племена с неясным происхождением. Кереиты. Найманы. Канглы. Электр данные. http://forum.eurasica.ru/topic32s0.html?start=0



Источник: http://Международная конференция в Туве
Категория: Мои статьи | Добавил: Merkit (14.02.2011) | Автор: Ушницкий В.В.
Просмотров: 13672 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 2
2 Sergmet  
0
<a href=http://zmkshop.ru/uslugi/izgotovlenie-ankernykh-blokov-ankernykh-grupp/>анкерная группа в фундаменте составляющие</a>

1 ppu-pro_Ton  
0
Наша бригада искусных исполнителей предоставлена предлагать вам прогрессивные средства, которые не только обеспечивают надежную оборону от заморозков, но и подарят вашему зданию модный вид.
Мы деятельны с новыми материалами, гарантируя постоянный запас использования и замечательные выходы. Теплоизоляция фасада – это не только экономия на подогреве, но и заботливость о окружающей среде. Энергосберегающие подходы, каковые мы используем, способствуют не только твоему, но и сохранению природных ресурсов.
Самое центральное: <a href=https://ppu-prof.ru/>Утепление фасада цена за кв метр</a> у нас стартует всего от 1250 рублей за кв. м.! Это доступное решение, которое изменит ваш помещение в фактический тепличный уголок с минимальными затратами.
Наши произведения – это не лишь изоляция, это разработка пространства, в где каждый компонент преломляет ваш индивидуальный образ. Мы берем во внимание все все ваши требования, чтобы осуществить ваш дом еще дополнительно комфортным и привлекательным.
Подробнее на <a href=https://ppu-prof.ru/>ppu-prof.ru/</a>
Не откладывайте дела о своем ларце на потом! Обращайтесь к спецам, и мы сделаем ваш помещение не только более теплым, но и стильным. Заинтересовались? Подробнее о наших трудах вы можете узнать на веб-ресурсе. Добро пожаловать в сферу гармонии и уровня.

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz