НАЙМАНСКАЯ
ТЕМА В ЭТНОГЕНЕЗЕ ТЮРКОВ И МОНГОЛОВ
Слово
"найман" связывают с монгольским числительным "восемь", то
есть союз восьми племен. Поэтому их некоторые исследователи отождествляют с
секиз-огузами, обитавшими ранее найманов как раз на территории, где обитали
найманы. По китайским источникам,
найманы XII-XIII вв. были родственниками онгутов и
вместе с последними подходили под понятие "белых татар".
Во
времена Чингиз-хана, найманы жили по Иртышу, Кёк-Иртышу (Черный Иртыш), по
Орхону, в горах Екэ (Большого) Алтая, на Каракоруме: от Орхона до Колбинского и
Чингизского хребтов. Правил ими Таян-хан. В 1198-99 гг. монголы Чингиз-хана и
кераиты Ван-хана (Тогрула) наносят поражение Буюрук-хану у озера Улунгур в
Северном Синьцзяне [1].
Первые
достоверные сведения о найманах — у Рашид-ад-дина (XIII век), который описывает
их так: «Это племя степное: некоторые жили в крепких горах, другие в степях…
Обитали в Большом Алтае, Каракоруме… в горах Алуй-Сераса и Кек-Иртыша… у этих
найманских племен были свои почтенные и сильные государи; они имели
многочисленное и хорошее войско; обычаи и привычки их были подобны монгольским.
Государей их в древние дни называли Кушлук-хан — сильный, великий государь. Из
племен, близких к найманам и которых юрты соединялись с их юртами, было племя
Бикин» [1]. Их территория, по Н.А.Аристову, простиралась до Чингиз-хана, от p.
Тамира и Орхона до Иртыша.
Найманы
занимали своими кочевьями Хангайское нагорье, оба склона хр. Алтаин-нуру, и
долину Черного Иртыша (у Рашид-ад-дина — Кук
Иртыша) и озера Зайсан-нор, граница на востоке с кераитами, на севере с
киргизами, на западе с канглами и на юге с Уйгурией. После завоевания
найманского ханства Чингиз-ханом большая часть их земель отошла под кочевья
монголов, и в их числе хори-бурят; впрочем еще в середине XIII века они, по
свидетельству армянского царя Гайтона,
жили к востоку от Иртыша [2].
Найманы
считаются народом с довольно развитой культурой. Поэтому высказываются самые
разные версии происхождения найманов и их государства. Часть историков, вслед
за Л.Н.Гумилевым считает их северной ветвью кара-киданей, отказавшейся подчиняться
Елюю Даши и ушедшей в алтайские степи. Есть мнение, что на культуру найманов
оказали влияние енисейские кыргызы – не менее загадочный народ, изолированно
проживавший на Енисее в районе Минусы и занимавшийся земледелием. Найманы также
овладели земледелием, и это сильно отличало их от других кочевых племен. Так
что найманы и по сей день остаются загадкой [3]. Действительно в сочинении
Рашид-ад-дина есть эпизод, когда он найманов считает старым населением Енисея,
вытесненным оттуда кыргызами. Исходя из этого, их можно отождествить с народом
бома-алатов, судя по всему в VII в. который передвинулся до Алтая.
Их
система титулов является тюркской и найманы вполне могли быть
монголизированными тюрками. Несторианство многих из них обратило в свою веру.
По «Сокровенному сказанию» монголов, шаманы пользовались одинаковым влиянием
среди найманов, поскольку во время сражения они были способны вызывать помощь
бурь с помощью волшебного камня. Найманы заимствовали основы своей культуры у
уйгуров, своих соседей на юге. В начале тринадцатого века найманский принц имел
в качестве хранителя печати и личного секретаря уйгурского ученого по имени (в
китайской транскрипции) Та-та-тун-а, поскольку уйгурский тюркский язык служил в
качестве канцелярного языка. Влияние Китая можно увидеть, в титуле таян,
который носил их преводитель во время Чингиз-хана. Рене Груссе этот титул
связывает со словами «великий король» - та-ван на китайском [4].
У
найманов чувствовалось наследие великих тюркских каганатов. Своим правителям
они продолжали присваивать древнетюркские тронные имена: буюрук-каган,
кучлук-каган, инанч бильге буку-каган. Рашид-ад-дин сообщает: "Ранее эпохи
Чингисхана государями найманов были Наркыш-Таян и Эниат-каан... они разбили
племя кыргызов... Буюрук и Таян были сыновьями Эниат-каана... племена найманов
были кочевыми, некоторые обитали в гористых местностях, а некоторые - в
равнинах... они имели большое и хорошее войско; их обычаи и привычки были
подобны монгольским" [1].
По
свидетельству Рашид-ад-дина найманы имели диалектные отличия от языка других
монголов: "...На языке найманов и некоторых монголов букаула называли
кишат, а монголы говорят кичат" [1]. Разберем имена и титулы найманских
вождей. Так Рашид-ад-дин писал следующее «У их царей в древние времена имя было
кушлук-хан или буюрук-хан. Значение слова кушлук-хан – сильный и великий
государь» [1]. В монгольском языке имя найманского полководца можно
восстановить как Кючулуг от слова "хючvлvг" – сильный, в тюркских
языках это слово будет "кюштvг", "кюшти" и т.д. А на
якутском «куустээх» - обозначает сильный. Слово Буюрук тюркское и означает
приказ.
Рашид-ад-дин
упоминает первых властителей найманов - Наркыш-таяна и Эниат-каана (известно,
что он разгромил кыркызов) [1]. «Царя
найманов, бывшего у них до вражды Чингиз-хана с найманами, называли Инанч-Билгэ
Буку-хан. Значение слова инанч – верить; билгэ – прозвище, означающее
"великий”. Буку-хан в древние времена был великим государем, к памяти которого
уйгуры и много других племен относятся с полным уважением и рассказывают, что
он родился от одного дерева. Словом, этот Инанч-Билгэ Буку-хан был почтенным
государем и имел сыновей» [1].
Слово
инанч, Рашид-ад-дином переводится как «верить». Такое слово в таком же виде
имеется в современных тюркских языках, в казахском языке инаныш – «вера, доверие».
С.Г.Агаджанов отметил, что «"инанч" означает буквально верный,
преданный, заслуживающий доверие»; наряду с сангун рассматриваемый термин
употреблялся для обозначения знати у огузов и туркмен в XI-XII вв.". В
енисейских надписях также встречаются сочетания рассматриваемой должности
титулом с сангун [5].
Слово
Бильге было в ходу и у монголов и у тюрков. Значение формы Бильге = "знак,
отметка". В качестве имени, или прозвища, это слово могло означать
"отмеченный, избранный, известный", т.е. вполне подходит к
наименованию представителя правящего рода. Такая этимология может конкурировать
с вариантом Бильге = "знающий, мудрый" от того же тюркского корня бил
= "знать".
Об
имени найманского полководца Коксей-Сабрака Рашид-ад-дин писал следующее:
«Кокэсу-Сабрак, значение этого имени – «боль груди»; он имел громовой голос»
[1]. Коксу в тюркских языках обозначает «грудь», в якутском языке слово кохсу
обозначает спина. Имя жены Таян-хана
Гурбэсу происходит от монгольского слова «ящерица». В якутском языке есть
идентичное слово «кулгэри».
Правитель
найманского улуса в труде Саган Сэцэна назван бэтэкин-найманским Даян ханом.
Бэтэкин сравнивается с племенем тикин у Рашид-ад-дина, в составе ордосских
монголов был бэтэкинский оток. Древнетюркское значение слова кадыр -
"крепкий, сильный" могло сохраниться для производной звучащей как
кайыр - кайрат. Кстати утверждение Рашид-д-дина о том, что "Так как монголы не знают этого имени,
они говорят Каджир-хан" [1] может служить иллюстрацией
трансформации тюркской формы кадыр в кайыр.
Найманы явно испытали и большее влияние
древнетюркской культуры, особенно через религию. В "Сокровенном сказании..." зафиксированы,
например, такие личные имена найманов и кереитов, как Алтун-Ашук (из др.-тюрк. алтун ашук 'золотая лодыжка' или алтун
ашук 'золотой шлем'), Кучулук-хан
(из др.-тюрк. кючлюг 'сильный, могущественный'), Йеди-Тублук (из др.-тюрк. йеди туглук 'семизнаменный'), Инанча-Бильгекан (из др.-тюрк. Ынанчу
билге кан, ынанчу - от др.-тюрк. ынанч 'вера, доверие; доверенный' -
употребляется и как титул, восходит к др.-тюрк. ынан- 'верить, доверять'; билге
- это др.-тюрк. билге 'мудрый' - от др.-тюрк. бил- 'знать; уметь'), Сангум (из др.-тюрк. сангун - воинский
титул), Элькутур (здесь два
древнетюркских слова: эль и кутур, при этом эль 'племенной союз, народ', а
кутур является фонетическим вариантом др.-тюрк. кутуз и тоже означает 'буйный,
бешеный'), Гучугудун-Буйрук-кан,
Буйрук-кан, Курча-кус-Буйрук-кан (здесь компонент Буйрук восходит к
др.-тюрк. буйрук, буйурук 'приказной', употребляющемуся также и как титул,
название должности; от др.-тюрк. буйур- 'приказывать'). Эният-каан ниже
называется Инанч-Бильгэ Буку-хан [6].
Практически,
найманы расселялись по всему Алтаю и Центральной Монголии. Какая-то часть
соприкасалась с Балхашем. Их караулы встретились в 1204 г. с войском
Чингиз-хана, поднимавшимся по р. Керулен. Таким образом, ареал обитания
населения найманских ханств XII в. не совпадает с ареалом обитания субэтнической
группы казахов – найманов.
В
пользу тюркоязычного происхождения найманских родов среди ногайцев говорят и их
родовые названия, которые легко понятны современному тюркоязычному читателю:
баганалы-найман (найманы с подпоркой), балталы-найман (найманы с топором),
тарак-найман (найманы с расческой) и т.д. В составе ногайцев «… первое место по
многочисленности семей, носящих его, принадлежит названию найман» — писал Н.
Семенов в XIX в. Архивные документы подтверждают, что в начале XIX века среди
ногайцев Северо-Западного Прикаспия были целые объединения под общим названием
«найманов куб». Среди ногайцев, вынужденных уйти из Северного Причерноморья и Крыма
в 1850-1866 годы в Турцию, также было множество представителей племени найман:
биюк найман, кучук найман, кара найман, онгар найман, аре найман и другие.
Среди ногайцев Нижнего Поволжья в середине XIX века были также разные роды:
шугуш найман, баганалы найман, шобалчи найман и другие. Найманский компонент
участвовал в формировании главным образом тюркоязычных народов Золотой Орды [7].
Довольно
различаются своими этнографическими особенностями майманы Горного Алтая.
Майманы не должны охотиться на птицу беркута. Это потому, что раньше майманы
были воинами среди алтайцев; когда-то они воевали с китайцами, после битвы они
нашли китайского мальчика, державшего в руках беркута. Во времена творения
майманы родились от собаки, они имеют собачью печень. Поэтому их называют
собаки - майманы. Найманы символически связаны с собакой, печенью, беркутом.
Аргымый Кульджин конезаводчик из рода синих найманов сказал, что его ветвь
ведет свое происхождение от Алаша, сына Чингиз-хана: Алаш-Бирки Найман-Кара
Найман - Коголок Найман или Коко Мандык - Пура Найман. Первым на Алтае из клана
Алаша появился Эргенди. В шапке из черной жеребячей шкуры, на высоком берегу
реки жившие "черные" майманы [8].
Н.В.Дашиева
считает вариантом этнонима найман/майман
этноним момондой тунгусского мифа.
Морфологически он состоит из корня момон
(майман) и форманта дой.
Этимология этнонима "найман/майман"
восходит к табуированному описанию медведя - предка как косолапого, кривоногого
посредством монгольского прилагательного маймагар/майжагар
- "имеющий шаткую, неуверенную походку", т.е. косолапый [9].
Таким
образом, она считает, что монгольские этнические группы с этнонимом найман/майман, вошли в состав эвенков в
Ангаро-Ленском междуречье [9]. Подобные этнонимы широко распространены в
территории Якутии: момогиры, маймага,
майааты. Это оригинальное мнение
позволяет искать этнические корни найманов
в смешанной
тунгусо-монгольской шивейской
среде.
Бурятский
ученый Ц.Б.Цыдендамбаев считал, что
найманы проживавшие в Монгольском Алтае в XIII в. были
ассимилированы хоринцами, проживавшими
там как это указывается в исследовании
Г.Е.Грумм-Гржимайло. С ними он
связывал харганаевскую группу родов
хоринского племени, которых по родовым названиям относил к ассимилированным
монголами тюркскими родами, этнически близкими к якутам [10].
Таким
образом, есть самые разные мнения о происхождении найманов. Наиболее
убедительной является версия о сложносоставном происхождении данного племенного
союза, судя по названию состоявшего из девяти отдельных племен. Современные
найманы в составе как тюркских, так и монгольских народов, безусловно, не их
прямые потомки, а получившие свое имя от отдельных батыров, представителей
найманов, возглавивших чужие рода.
Литература
1 Рашид-ад-дин. Сборник летописей. – М.; Л.:
Изд-во АН СССР. - Т.1, кн.
1, 1952. – 221 с.
2 Грумм-Гржимайло
Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край.
Т. II. – Л., 1926. – 523 с.
3 Доманин
А.А. Монгольская империя
Чингизидов. Чингисхан и его
преемники. – М.: ЗАО Центрополиграфиздат, 2005. – 415 с.
4 Рене Груссе. Империя степей. История Центральной Азии. Перевод с
французского Вилла Мирзаянова [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mirzayanov.com/1048108410871077108810801103108910901077108710771081.html
5 Угдыжеков С.А. Социальная структура
раннесредневековых кыргызов. – Абакан: Изд-во Хакасского госуд. унив-та им
Н.Ф.Катанова, 2003. – 168 с.
6 Рассадин В.И. Тюркские элементы в языке
"Сокровенного сказания монголов" // «Тайная история монголов":
источниковедение, филология, история. –
Новосибирск: Наука, 1995.
7 Керейтов Р.Х. Этническая история
ногайцев. – Ставрополь, 1999. – с.
43-52.
8 Тюхтенева
С.П. Люди с собакой печенью // Проблемы этногенеза и этнической истории тюрко-монгольских
народов. – Элиста 2004. – с. 31-45.
9 Дашиева Н.В. Медведь – тотем народов
Алтайской языковой семьи // В мире традиционной культуры бурят. – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского научного центра
СО РАН, 2006. – С. 151-168.
10 Цыдендамбаев
Ц.Б. Бурятские исторические хроники и родословные. Историко-лингвистическое
исследование. – Улан-Удэ: Бурят.кн.изд-во,1972. – 662 с.
Источник: http://Найманы: тюркское или монгольское происхождение // Проблемы истории и культуры тюрк.-монг. народов. Вып.1. Элиста: КИГИ |