Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [6]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 64
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Пятница, 03.05.2024, 02:57
Приветствую Вас Гость

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

НАЙМАНСКАЯ ТЕМА В ЭТНОГЕНЕЗЕ ТЮРКОВ И МОНГОЛОВ

НАЙМАНСКАЯ ТЕМА В ЭТНОГЕНЕЗЕ  ТЮРКОВ И МОНГОЛОВ

Слово "найман" связывают с монгольским числительным "восемь", то есть союз восьми племен. Поэтому их некоторые исследователи отождествляют с секиз-огузами, обитавшими ранее найманов как раз на территории, где обитали найманы.  По китайским источникам, найманы XII-XIII вв. были родственниками онгутов и вместе с последними подходили под понятие "белых татар".

Во времена Чингиз-хана, найманы жили по Иртышу, Кёк-Иртышу (Черный Иртыш), по Орхону, в горах Екэ (Большого) Алтая, на Каракоруме: от Орхона до Колбинского и Чингизского хребтов. Правил ими Таян-хан. В 1198-99 гг. монголы Чингиз-хана и кераиты Ван-хана (Тогрула) наносят поражение Буюрук-хану у озера Улунгур в Северном Синьцзяне [1].

Первые достоверные сведения о найманах — у Рашид-ад-дина (XIII век), который описывает их так: «Это племя степное: некоторые жили в крепких горах, другие в степях… Обитали в Большом Алтае, Каракоруме… в горах Алуй-Сераса и Кек-Иртыша… у этих найманских племен были свои почтенные и сильные государи; они имели многочисленное и хорошее войско; обычаи и привычки их были подобны монгольским. Государей их в древние дни называли Кушлук-хан — сильный, великий государь. Из племен, близких к найманам и которых юрты соединялись с их юртами, было племя Бикин» [1]. Их территория, по Н.А.Аристову, простиралась до Чингиз-хана, от p. Тамира и Орхона до Иртыша.

Найманы занимали своими кочевьями Хангайское нагорье, оба склона хр. Алтаин-нуру, и долину Черного Иртыша (у Рашид-ад-дина Кук Иртыша) и озера Зайсан-нор, граница на востоке с кераитами, на севере с киргизами, на западе с канглами и на юге с Уйгурией. После завоевания найманского ханства Чингиз-ханом большая часть их земель отошла под кочевья монголов, и в их числе хори-бурят; впрочем еще в середине XIII века они, по свидетельству армянского царя Гайтона, жили к востоку от Иртыша [2].

Найманы считаются народом с довольно развитой культурой. Поэтому высказываются самые разные версии происхождения найманов и их государства. Часть историков, вслед за Л.Н.Гумилевым считает их северной ветвью кара-киданей, отказавшейся подчиняться Елюю Даши и ушедшей в алтайские степи. Есть мнение, что на культуру найманов оказали влияние енисейские кыргызы – не менее загадочный народ, изолированно проживавший на Енисее в районе Минусы и занимавшийся земледелием. Найманы также овладели земледелием, и это сильно отличало их от других кочевых племен. Так что найманы и по сей день остаются загадкой [3]. Действительно в сочинении Рашид-ад-дина есть эпизод, когда он найманов считает старым населением Енисея, вытесненным оттуда кыргызами. Исходя из этого, их можно отождествить с народом бома-алатов, судя по всему в VII в. который передвинулся до Алтая.

Их система титулов является тюркской и найманы вполне могли быть монголизированными тюрками. Несторианство многих из них обратило в свою веру. По «Сокровенному сказанию» монголов, шаманы пользовались одинаковым влиянием среди найманов, поскольку во время сражения они были способны вызывать помощь бурь с помощью волшебного камня. Найманы заимствовали основы своей культуры у уйгуров, своих соседей на юге. В начале тринадцатого века найманский принц имел в качестве хранителя печати и личного секретаря уйгурского ученого по имени (в китайской транскрипции) Та-та-тун-а, поскольку уйгурский тюркский язык служил в качестве канцелярного языка. Влияние Китая можно увидеть, в титуле таян, который носил их преводитель во время Чингиз-хана. Рене Груссе этот титул связывает со словами «великий король» - та-ван на китайском [4].

У найманов чувствовалось наследие великих тюркских каганатов. Своим правителям они продолжали присваивать древнетюркские тронные имена: буюрук-каган, кучлук-каган, инанч бильге буку-каган. Рашид-ад-дин сообщает: "Ранее эпохи Чингисхана государями найманов были Наркыш-Таян и Эниат-каан... они разбили племя кыргызов... Буюрук и Таян были сыновьями Эниат-каана... племена найманов были кочевыми, некоторые обитали в гористых местностях, а некоторые - в равнинах... они имели большое и хорошее войско; их обычаи и привычки были подобны монгольским" [1].

По свидетельству Рашид-ад-дина найманы имели диалектные отличия от языка других монголов: "...На языке найманов и некоторых монголов букаула называли кишат, а монголы говорят кичат" [1]. Разберем имена и титулы найманских вождей. Так Рашид-ад-дин писал следующее «У их царей в древние времена имя было кушлук-хан или буюрук-хан. Значение слова кушлук-хан – сильный и великий государь» [1]. В монгольском языке имя найманского полководца можно восстановить как Кючулуг от слова "хючvлvг" – сильный, в тюркских языках это слово будет "кюштvг", "кюшти" и т.д. А на якутском «куустээх» - обозначает сильный. Слово Буюрук тюркское и означает приказ.

Рашид-ад-дин упоминает первых властителей найманов - Наркыш-таяна и Эниат-каана (известно, что он разгромил кыркызов) [1].  «Царя найманов, бывшего у них до вражды Чингиз-хана с найманами, называли Инанч-Билгэ Буку-хан. Значение слова инанч – верить; билгэ – прозвище, означающее "великий”. Буку-хан в древние времена был великим государем, к памяти которого уйгуры и много других племен относятся с полным уважением и рассказывают, что он родился от одного дерева. Словом, этот Инанч-Билгэ Буку-хан был почтенным государем и имел сыновей» [1].

Слово инанч, Рашид-ад-дином переводится как «верить». Такое слово в таком же виде имеется в современных тюркских языках, в казахском языке инаныш – «вера, доверие». С.Г.Агаджанов отметил, что «"инанч" означает буквально верный, преданный, заслуживающий доверие»; наряду с сангун рассматриваемый термин употреблялся для обозначения знати у огузов и туркмен в XI-XII вв.". В енисейских надписях также встречаются сочетания рассматриваемой должности титулом с сангун [5].

Слово Бильге было в ходу и у монголов и у тюрков. Значение формы Бильге = "знак, отметка". В качестве имени, или прозвища, это слово могло означать "отмеченный, избранный, известный", т.е. вполне подходит к наименованию представителя правящего рода. Такая этимология может конкурировать с вариантом Бильге = "знающий, мудрый" от того же тюркского корня бил = "знать".

Об имени найманского полководца Коксей-Сабрака Рашид-ад-дин писал следующее: «Кокэсу-Сабрак, значение этого имени – «боль груди»; он имел громовой голос» [1]. Коксу в тюркских языках обозначает «грудь», в якутском языке слово кохсу обозначает спина.  Имя жены Таян-хана Гурбэсу происходит от монгольского слова «ящерица». В якутском языке есть идентичное слово «кулгэри».

Правитель найманского улуса в труде Саган Сэцэна назван бэтэкин-найманским Даян ханом. Бэтэкин сравнивается с племенем тикин у Рашид-ад-дина, в составе ордосских монголов был бэтэкинский оток. Древнетюркское значение слова кадыр - "крепкий, сильный" могло сохраниться для производной звучащей как кайыр - кайрат. Кстати утверждение Рашид-д-дина о том, что "Так как монголы не знают этого имени, они говорят Каджир-хан" [1] может служить иллюстрацией трансформации тюркской формы кадыр в кайыр.

Найманы явно испытали и большее влияние древнетюркской культуры, особенно через религию. В "Сокровенном сказании..." зафиксированы, например, такие личные имена найманов и кереитов, как Алтун-Ашук (из др.-тюрк. алтун ашук 'золотая лодыжка' или алтун ашук 'золотой шлем'), Кучулук-хан (из др.-тюрк. кючлюг 'сильный, могущественный'), Йеди-Тублук (из др.-тюрк. йеди туглук 'семизнаменный'), Инанча-Бильгекан (из др.-тюрк. Ынанчу билге кан, ынанчу - от др.-тюрк. ынанч 'вера, доверие; доверенный' - употребляется и как титул, восходит к др.-тюрк. ынан- 'верить, доверять'; билге - это др.-тюрк. билге 'мудрый' - от др.-тюрк. бил- 'знать; уметь'), Сангум (из др.-тюрк. сангун - воинский титул), Элькутур (здесь два древнетюркских слова: эль и кутур, при этом эль 'племенной союз, народ', а кутур является фонетическим вариантом др.-тюрк. кутуз и тоже означает 'буйный, бешеный'), Гучугудун-Буйрук-кан, Буйрук-кан, Курча-кус-Буйрук-кан (здесь компонент Буйрук восходит к др.-тюрк. буйрук, буйурук 'приказной', употребляющемуся также и как титул, название должности; от др.-тюрк. буйур- 'приказывать'). Эният-каан ниже называется Инанч-Бильгэ Буку-хан [6].

Практически, найманы расселялись по всему Алтаю и Центральной Монголии. Какая-то часть соприкасалась с Балхашем. Их караулы встретились в 1204 г. с войском Чингиз-хана, поднимавшимся по р. Керулен. Таким образом, ареал обитания населения найманских ханств XII в. не совпадает с ареалом обитания субэтнической группы казахов – найманов.

В пользу тюркоязычного происхождения найманских родов среди ногайцев говорят и их родовые названия, которые легко понятны современному тюркоязычному читателю: баганалы-найман (найманы с подпоркой), балталы-найман (найманы с топором), тарак-найман (найманы с расческой) и т.д. В составе ногайцев «… первое место по многочисленности семей, носящих его, принадлежит названию найман» — писал Н. Семенов в XIX в. Архивные документы подтверждают, что в начале XIX века среди ногайцев Северо-Западного Прикаспия были целые объединения под общим названием «найманов куб». Среди ногайцев, вынужденных уйти из Северного Причерноморья и Крыма в 1850-1866 годы в Турцию, также было множество представителей племени найман: биюк найман, кучук найман, кара найман, онгар найман, аре найман и другие. Среди ногайцев Нижнего Поволжья в середине XIX века были также разные роды: шугуш найман, баганалы найман, шобалчи найман и другие. Найманский компонент участвовал в формировании главным образом тюркоязычных народов Золотой Орды [7].

Довольно различаются своими этнографическими особенностями майманы Горного Алтая. Майманы не должны охотиться на птицу беркута. Это потому, что раньше майманы были воинами среди алтайцев; когда-то они воевали с китайцами, после битвы они нашли китайского мальчика, державшего в руках беркута. Во времена творения майманы родились от собаки, они имеют собачью печень. Поэтому их называют собаки - майманы. Найманы символически связаны с собакой, печенью, беркутом. Аргымый Кульджин конезаводчик из рода синих найманов сказал, что его ветвь ведет свое происхождение от Алаша, сына Чингиз-хана: Алаш-Бирки Найман-Кара Найман - Коголок Найман или Коко Мандык - Пура Найман. Первым на Алтае из клана Алаша появился Эргенди. В шапке из черной жеребячей шкуры, на высоком берегу реки жившие "черные" майманы [8].

Н.В.Дашиева считает вариантом этнонима найман/майман этноним момондой тунгусского мифа. Морфологически он состоит из корня момон (майман) и форманта дой. Этимология этнонима "найман/майман" восходит к табуированному описанию медведя - предка как косолапого, кривоногого посредством монгольского прилагательного маймагар/майжагар - "имеющий шаткую, неуверенную походку", т.е. косолапый [9].

Таким образом, она считает, что монгольские этнические группы с этнонимом найман/майман, вошли в состав эвенков в Ангаро-Ленском междуречье [9]. Подобные этнонимы широко распространены в территории Якутии: момогиры, маймага, майааты.  Это оригинальное мнение позволяет искать этнические корни найманов  в смешанной  тунгусо-монгольской  шивейской среде.

Бурятский ученый Ц.Б.Цыдендамбаев считал, что  найманы проживавшие в Монгольском Алтае в XIII  в.  были ассимилированы  хоринцами, проживавшими там как это указывается в исследовании  Г.Е.Грумм-Гржимайло.  С ними он связывал  харганаевскую группу родов хоринского племени, которых по родовым названиям относил к ассимилированным монголами тюркскими родами, этнически близкими к якутам [10].

Таким образом, есть самые разные мнения о происхождении найманов. Наиболее убедительной является версия о сложносоставном происхождении данного племенного союза, судя по названию состоявшего из девяти отдельных племен. Современные найманы в составе как тюркских, так и монгольских народов, безусловно, не их прямые потомки, а получившие свое имя от отдельных батыров, представителей найманов, возглавивших чужие рода.

                                       Литература

1 Рашид-ад-дин. Сборник летописей.    М.; Л.:  Изд-во АН  СССР. - Т.1, кн. 1, 1952.     221 с.

      2  Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край.  Т. II.  – Л., 1926.  – 523 с.

3 Доманин А.А.  Монгольская империя Чингизидов.  Чингисхан и его преемники.  – М.: ЗАО  Центрополиграфиздат, 2005.  – 415 с.

      4 Рене Груссе.  Империя степей.  История Центральной Азии. Перевод с французского Вилла Мирзаянова [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mirzayanov.com/1048108410871077108810801103108910901077108710771081.html

       5 Угдыжеков С.А. Социальная структура раннесредневековых кыргызов. – Абакан: Изд-во Хакасского госуд. унив-та им Н.Ф.Катанова, 2003. – 168 с.

 6 Рассадин В.И. Тюркские элементы в языке "Сокровенного сказания монголов" // «Тайная история монголов": источниковедение, филология, история.   – Новосибирск: Наука, 1995.

7   Керейтов Р.Х. Этническая история ногайцев.  – Ставрополь, 1999.  – с.   43-52.

8 Тюхтенева С.П. Люди с собакой печенью // Проблемы этногенеза и этнической истории тюрко-монгольских народов. – Элиста 2004. – с. 31-45.

9   Дашиева Н.В.  Медведь – тотем народов Алтайской языковой семьи // В мире традиционной культуры бурят.  – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского научного центра СО РАН, 2006.  – С. 151-168.

10 Цыдендамбаев Ц.Б. Бурятские исторические хроники и родословные. Историко-лингвистическое исследование. – Улан-Удэ: Бурят.кн.изд-во,1972. –  662 с. 





Источник: http://Найманы: тюркское или монгольское происхождение // Проблемы истории и культуры тюрк.-монг. народов. Вып.1. Элиста: КИГИ
Категория: Мои статьи | Добавил: Merkit (22.02.2011) | Автор: Ушницкий В.В.
Просмотров: 7148 | Комментарии: 12 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 kappelmann4452  
0
Good internet site https://spd46.ru/

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz