Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [6]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 64
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Пятница, 03.05.2024, 17:54
Приветствую Вас Гость

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Историография изучения этногенеза хакасов: попытка нового осмысления проблемы.
Население Кыргызской земли «хакасами» стал называть именно Л.Р.Кызласов. По мнению Л.Р.Кызласова, кыргызской землей владел княжеский род кыргызов, кыргызы являлись сеоком среди подчиненных им кыштымов. При этом он исходил из исторических реалий XIX-XX вв., когда сеок кыргыз был представлен среди качинцев и сагайцев наравне с другими родовыми группами . Напротив, Н.А.Сердобов считал недопустимым именовать енисейских киргизов хакасами, так и относить кыргызов к отдельному роду .
В китайских источниках, относящихся ко времени правления династии Тан, название племени гяньгунь (цзянькунь) эпохи династии Хань и шаньюя Маодунь, стало отождествляться с средневековым обозначением кыргызов хягясы, хагасы (сяцзясы): «Хакас есть древнее государство Гяньгунь». В рунических памятниках упоминаются кыргызы, отождествление их с хягясами (сяцзясами) и гянгунями (цзянькунями) китайских летописей стало неоспоримым .
Но отдельное мнение по этому поводу имел Н.В. Кюнер, он считал, что этнонимы хакасы и кэргизы в монгольскую эпоху XIII в. обозначали различные группы (части) одного и того же народа . Для имени кыргыз, существуют более ранние транскрипции — гйегу, гйегунь, гяньгунь, поэтому термин хягас имеет самостоятельное происхождение .
В китайском оригинале говорится, что словом «хягас» т.е. рыжий, обзывали кыргызов их соседи – древние уйгуры. До сих пор в якутском языке есть слово кугас с тем же значением – рыжий. В источнике говорится, что гяньгуны (кыргызы) смешались с динлинами и их потомки имели рыжие волосы и голубые глаза. При этом неясно, от кого средневековые «хягасы» унаследовали данный тип: от динлинов или гяньгуней? Европеидный тип, унаследованный от древнего населения тагарской культуры, приписывается ассимилированному тюрками енисейскому или самодийскому субстрату. Однако ни самодийцы, ни кеты не являются европеидным народом, поэтому довольно неясно, почему их далеким предкам приписываются европеидные, культурные предки?
Согласно трактовке И.Л.Кызласова, современной производной формой от исторически реального в домонгольскую эпоху этнонима хакас является имя хаас. Одна из групп хакасов — качинцы действительно называют себя хаас или хааш. По данным письменных источников, до начала XVIII в. носители этого имени обитали на северной периферии долины Среднего Енисея в районе Красноярска, где до сих пор протекает р. Кача. Согласно свидетельству Г.Ф.Миллера, русское название качи или качинцы появилось в XVII в. и связано с названием самого крупного сеока хашха (хасха). Русская форма качи затем была перенята хакасским населением как хааш (хаас), но уже в значении общего обозначения скотоводов Качинской степной думы .
Согласно К.Г.Копкоеву, енисейские кыргызы в племенном отношении были качинцами. По его мнению, название Езерского княжества произошло от сеока качинцев «ызыр» и будто бы качинцы составляли основную часть населения этого княжества .
По мнению Л.И.Шерстовой, не происходило массового включения кыргызов в качинскую общность. Качинцы, кызыльцы, сагайцы, бельтиры явились потомками «кыштымов» и в их этническом самосознании прослеживается противопоставление кыргызам. К началу XX в. в Минусинской котловине идет формирование трех этнотерриториальных объединений: качинцев, кызыльцев и сагайцев .
Фольклорные источники могут дать много полезной информации при изучении вопросов этногенеза. Но часто они абстрагируются из поздних этнических реалий и врядь-ли могут иметь отношение к древней истории этноса. На основе отрывочных сведений хакасского фольклора, выдвинута версия о единой этнополитической организации хакасского народа с названием «хоорай», а в русских документах «хонгорой» соответствующего понятию «Кыргызской земли». Утверждается, что кыргызы и киштымское, зависимое население, составляли общность – Хоорай .
В этнотопониме хоорай / хонгорай усматривают монгольское название. Это предполагает участие монголоязычных племен хори или хонкират / кунгират в этногенезе хакасов, после завоевания монголами страны енисейских кыргызов . По словам Б.И.Татаринцева, по своей форме тув. хоорай «город» восходит к достаточно древнему тюркскому слову, выступающего в качестве этнонима и нарицательного обозначения народа вообще. По тувинским материалам, Хоорай и его варианты служили названием местности (страны), находящейся к северу от Тувы, на Среднем Енисее, и ее населения .
Прежде всего, зададимся вопросом, есть ли соответствие этому термину в восточных и китайских источниках, если он имел столь широкое бытование в средние века, обозначая всю совокупность объединения хакасских племен? Что интересно, такое объединение в Среднем Енисее и в Северном Приангарье действительно имелось. Это многократно потертые в советской историографии сведения о племени кури в арабо-персидском источнике X в. Однако советские ученые поставившие знак равенства между кыргызами Енисея и современными хакасами начали в них искать этнических предков народов других советских республик. Так появилась гипотеза, потом целая теория связавшая кури с более древними курыканами, затем с хори-туматами и хоринскими бурятами. Прочтение арабской вязи, позволяющего прочитать название племени кури в качестве фури, позволило выдать эти сведения в качестве первого упоминания носителей имени бурят в восточных источниках. Сведения об этом племени появляются в связи с рассказом о стране енисейских кыргызов и их кыштымах – данниках. Постольку дорога к этому болотному племени, пребывающего в первозданной дикости, проходит по труднопроходимой местности, то видимо народ кури, может быть связан с енисейцами. Но в енисейских языках такого термина с обозначением народа и племени нет. При этом нам неясно, к кому относятся эти красочные сведения: к болотным людям, проживающих по дороге к большому племени кури или же к самому племени с названием кури?
Действительно, некоторые роды монгольского происхождения могли оказаться на Среднем Енисее в качестве завоевателей. Это и керетцы / кереиты, урдуты / урдуты-меркиты, сагайцы / сакаиты. Упоминаемое в хакасских легендах племя тумат ассоциируется с кыргызским племенем-княжеством Туба. В этой связи проистекает месторасположение средневековых Дубо – еще одних кыргызских кыштымов в пределах их страны и непосредственного участия их в этногенезе кыргызов и хакасов и родственных им соседних этносов. Так Ю.А.Зуев связал этноним дубо с названием кыргызского племени тува, эчжи – имя другого племени дубо с хаас-качинцами, милиге – с милисе-мелетами обозначением чулымских татар . Следовательно, дубо врядь-ли обитали около Хубсугула т.е. в территории современной Тувы. Сведения об озере, откуда вытекают все реки, позволяет связывать их с Телецким озером, на берегу которого живет народ тубаларов. Охота с помощью лыж в горной тайге, берестяные юрты, таежный вид коневодства, собирательство диких корней – все это связывает дубо с саяно-алтайскими этносами.
Таким образом, мы видим, что в этногенезе сибирских тюрков-татар, как и хакасов самое активное участие принимали не только енисейские кыргызы, но и зависимые от них племена – кури (хоорай?), дубо (туматы, туба, тофа и тубалары), милиге (мелесы – чулымские тюрки) и эчжи (хаас-качинцы?). В кыштымскую зависимость от них попали и бома-алаты. Название Алатырского княжества енисейских кыргызов видимо отражает вхождение потомков алатов в состав поздних кыргызов Енисея. Так в ходе многовекового этнического процесса на Среднем Енисее стиралась различие между зависимым кыштымским населением и господствующим племенем кыргыз. Что касается этнонима кыргыз, то следует отметить, что слово кыргыс, кыргыз с значением «войско», «дружина», «сражение» имеется не только в якутском, но и в других тюркских языках. Следовательно, появление этого слова в таком значении отнюдь не связано только с военным противостоянием с енисейскими кыргызами, а видимо отражает тот факт, что термин кыргыз обозначал аристократическую прослойку, военную дружину. Примеры превращения племени-завоевателя в аристократию общества, в название княжества-ханства и господствующего этноса, стоящего над зависимым населением имеющего свой язык можно привести сколь угодно. Это и древние тюрки-тугю, древние уйгуры, хазары, венгры и авары, болгары и русы, лангобарды и вандалы и т.д. В хакасском примере мы видим постепенное слияние в единую народность господствующего племени кыргызов с зависимым кыштымским населением, ранее по языку относившегося к другой языковой семье.
Название хоорай соединяет хакасов с курыканами. Термином хори наверное обозначали енисейскоязычное, постепенно тюркозируемое население Среднего Енисея. Возможно, курыканы с которыми воевали кыргызы, проживали на севере Среднего Енисея, где ныне стоит г. Красноярск. С ними наверное связано ладейская археологическая культура. Значит, не только енисейские кыргызы, но и дубо - туматы, курыканы – хори, алаты – бома должны считаться этническими предками хакасского народа. Об этом говорит и сложный родовой состав. В его составе наряду с кыргызами, есть соххы-сахалары, туматы, туран, сарты, иргит.
Отдельного изучения требует осмысление этнического состава племен, проживавших в стране кыргызов в XIII в. Так упоминаются хабханасы (Тоджа?), усы или усухани (р. Усь в Туве?), кули или кури (хори-хоорай), булагачины (булагаты или буряты?), туматы. В то же время в источниках подчеркивается происхождение кыргызов от 40 девушек племени усь. Термин июс, ют, чоот, юсь является широко распространенным в Саяно-Алтае, показывая расселение отуреченного енисейскоязычного этноса и его участие в этногенезе тюркских народов.
С.Г.Кляшторный считает, что этноним «татары» существует на территории Саяно-Алтая с конца XIV века, когда владения ойратов (куда вошла и территория Хакасии) официально стали называться «Дадань».
Чуть позже, в 30-х гг. XVIII века Г.Ф. Миллер, отнес коренное население Хакасско-Минусинского края к части одного большого народа – татар, проживавшего на территории от Тобола до Енисея (Миллер, 1998, с. 1-2). При этом он разделил основную часть тюркоязычного населения и ряд мелких племен нетюркского происхождения – аринцев, камашинцев, котовцев и койбалов – которые платили ясак киргизам. Далее он отметил, что «от этого еще и сейчас татары называют их бранным словом кыштымы» (Миллер, 1996, с. 66).
В исследованиях томского этнографа Л.И. Шерстовой, полностью отрицается наличие в прошлом и настоящем у народов Южной Сибири самоназвания «татар» («тадар»). По словам М.И.Торбостоева на уровне обыденного общения между представителями хакасского народа, достаточно четко видно, что данный этноним давно и прочно укоренился в их сознании. Татарами называли хакасов и их южные соседи – тувинцы. В песне записанной Н.Ф. Катановым его называют сыном бельтиров, и сыном татарского народа. В данном случае «бельтыр» и «татарин» являются синонимами, поскольку бельтырами тувинцы называли всех хакасов (также как шорцы называют их сагайцами). Данный пример, свидетельствует в пользу того, что термин этноним татар укоренился в сознании местного населения в качестве этнического .
Таким образом, этноним татар становится самоназванием тюркоязычного населения Сибири. Это связано, безусловно, с этническими процессами и этнополитической ситуацией сложившейся в Южной и Западной Сибири после XIII в. Вхождение кыргызов Енисея в состав Монгольского улуса связано с началом нового витка в этногенезе хакасского народа, как и присоединение к Русскому государству привело к формированию совершенно нового этноса в Минусинском крае. Следует подчеркнуть, что татарские этносы Сибири не имели ничего общего с монголо-татарами и очень слабые этнические связи с поволжскими и другими западными татарами. Но этот термин обозначал тюрко-монгольскую метисацию в Южной Сибири, участие тюркских групп в походах и монгольских ханов, формирование новых территориальных структур в составе татарских ханств. Поэтому термин татар обозначает этнополитическое единство сибирских тюрков в постмонгольский период. Разделение этого единства сибирских татар по названиям рек и речек, по которым они обитают (абинские, чулымские, абаканские, барабинские), связано с гибелью государственного объединения, во главе которого стояли Чингизиды. В пределах Среднего Енисея потомки средневековых кыргызов после изгнания монгольских войск, сумели возвратить былую власть и даже снова создали пять княжеств, существовавших в домонгольский период.
После массового угона кыргызов в Джунгарию, произошла киштымизация. В ход пошел термин, навязанный со стороны – «татары», и сейчас даже сами хакасы называют себя «тадар». Так кызыльцы рассказывали, что раньше они жили по Тоболу и Иртышу, входя в Кучумово ханство, после его гибели откочевали на восток. Н.А.Томилов выделяет культурный комплекс, сближающий кызыльцев с сибирскими татарами . Сагайцев Л.И.Шерстова тоже считает прищельцами в долине Абакана: еще в конце XVII в. они жили в Верхотомье и на реке Балыксу .
В то же время нельзя не отметить противопоставление в архивных документах татар и кыргызов, отдельное упоминание кыргызов. Так что до вхождения в состав Русского государства, эти три группы воспринимались как отдельные этносы. Объясачивание в пользу Москвы обозначало уничтожение кыргызской элиты, кыргызских княжеств. Поэтому новые административные единицы, образованные на месте кыргызских княжеств уже носили названия кыштымов. Надо отметить, что не было отдельного народа под названием кыштым. Хотя в средневековых восточных источниках говорится о племени «кишдем» или «куштеми», которых ловили и употребляли в рабство кыргызы, под этим именем видимо фигурируют предки северных алтайцев и шорцев. О кыштымах, фури-кури говорится, что они являлись частью народа кыргызов. Следовательно, кыштымы и кыргызы различались не в этническом и языковом плане, а между ними существовало социальное различие.
К.М.Торбостоев также считает, что после ухода в 1703 г. енисейских кыргызов, освободившиеся территории стали заниматься жителями притаежных областей Северного Алтая, Прииртышья, Восточных Саян и др. родовыми группами некыргызского происхождения, которых ранее обозначали термином «кыштымы». Однако, по его мнению, противопоставлять эти группы населению «Кыргызской земли» (Хонгороя) нельзя. Енисейские кыргызы которые возвращались в родину предков вошли в новые этнотерриториальные группы (качинцы, сагайцы, койбалы, кызыльцы, бельтиры). Также происходило растворение небольших кето и самоедоязычных этнических групп в составе тюркоязычного населения Минусинского края (Торбостоев, 2003, с. 24). Так аринцы, коты-байкотовцы, камасинцы вошли в состав хакасов. В формировании качинцев участвовали многочисленные семьи монголоязычных джунгар, бежавшие от геноцида со стороны Цинов.
Этнография хакасского народа свидетельствует о многовековом формировании этноса в территории Минусинской котловины. Хакасский этнос является новой народностью, образовавшейся в результате объединения отдельных племен минусинских татар – кызыльцев, сагайцев, бельтиров, койбалов, качинцев. Безусловно, формирование хакасов в рамках кыргызских княжеств имеет многовековую историю. В сложении нового народа участвовали ассимилированные южносамодийские (камасинцы, бирюсинцы) и енисейские (аринцы, котты) группы населения Среднего Енисея. Следовательно, загадочная и древняя этническая история южных самодийцев и енисейских этносов является составной частью хакасской народности.

Источник: http://Древние и совр народы Южной Сибири: язык, история, культура (к 290-л эксп Д.Г. Мессершмидта). Абакан: 2011. С. 130-138.
Категория: Мои статьи | Добавил: defaultNick (16.01.2013)
Просмотров: 3708 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz